Источники света

Страхование особо опасных объектов. Внесены изменения в закон об обязательном страховании опо Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного

Страхование особо опасных объектов. Внесены изменения в закон об обязательном страховании опо Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного

Аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные объекты, могут иметь серьезные последствия, при этом крупные аварии могут повлечь причинение вреда большому количеству не только населения, но и работников самого предприятия.

В случае масштабных техногенных катастроф количество пострадавших может достигнуть нескольких тысяч человек.

Практически любое предприятие, эксплуатирующее опасные объекты, особенно крупные промышленные предприятия, горнодобывающие и ресурсоснабжающие, подвержены риску возникновения аварий с серьезными последствиями.

По этим причинам требования к безопасности предприятий, которые эксплуатируют опасные объекты, и безопасности предприятий, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения, строго регламентируются рядом нормативных актов и законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ « » и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №117-ФЗ « ».

С 01.01.2012 организации, эксплуатирующие опасные объекты, обязаны застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» .
Внимание! Эксплуатация опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами (эксплуатантами) опасного объекта, обязаны на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора ОС ОПО со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

С 1 апреля 2012 г. вступила в силу ст. 5 Федерального закона № 226-ФЗ о финансовых санкциях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности ГТС и обязательному страхованию.

Согласно положениям КОАП:

А) санкции за несоблюдение требований по обязательному страхованию.

ст. 9.19 КоАП. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 руб. до 500 000 руб.

Б) санкции за нарушения требований промышленной безопасности и безопасности ГТС.

п. 1 статьи 9.1 КоАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ст. 9.2 КоАП. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц - от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 2 000 руб. до 3 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Страховщик, осуществляющий деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должен иметь лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ОС №0001 - 04 , выдана Центральным банком Российской Федерации (Банком России) 23.05.2016 г. и является членом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) - .

Росгосстрах предлагает страхование ответственности
владельцев опасных объектов.

Позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-200-0-900 (для звонков с городского телефона по всей России) - мы готовы ответить на все вопросы и оперативно оформить договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Закон предусматривает обязательное страхование владельцем объектов, представляющих потенциальную опасность.

Страховой полис позволит владельцу полностью возместить ущерб, нанесенный пострадавшим в результате катастрофы техногенного характера.

Техногенные катастрофы конца ХХ века привели к массовой гибели людей. Сегодня государство обязывает владельцев опасных производств страховать риск гибели людей и нанесения вреда здоровью сограждан в результате аварий на производстве.

Каковы основные принципы страхования ОПО?

Перечень производств, признанных опасными, и правила обязательного страхования четко установлены на федеральном уровне законом 2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Страхование для владельца опасного производственного объекта (ОПО) обязательно.

Объектом страхования является ответственность владельцев опасного производства перед лицами, которым нанесен вред в результате техногенной катастрофы. В качестве ущерба рассматривается физический, имущественный и экологический вред.

Какие сооружения признаны опасными производственными объектами?

Перечень ОПО в федеральном законе 2012 года исчерпывающий. Предусмотрены те производства, которые в случае сбоя могут нанести значительный имущественный, физический или экологический ущерб.

Предприятия, отнесенные к опасным производствам, вправе осуществлять производственную деятельность только при наличии страхового полиса. Отсутствие полиса является препятствием для получения лицензии на осуществляемую деятельность и основанием для применения финансовых санкций.

Список предприятий, отнесенных к опасным производствам:

  1. Производственные объекты:
  • ОПО, которые в производственном процессе используют, перерабатывают, хранят, перевозят или уничтожают такие опасные вещества, как:
    • горючие, воспламеняющиеся или окисляющие;
    • токсичные и высокотоксичные;
    • взрывчатые;
    • опасные для окружающей среды.
  • ОПО, использующие оборудование, функционирующее при давлении 0,07 мПа и выше либо при рабочей температуре воды свыше 115 °С;
  • ОПО, использующие стационарные грузоподъемные механизмы, фуникулеры, эскалаторы, канатные дороги и лифты в многоквартирных домах, объектах общественного питания, торговли, административных зданиях и других объектах, обеспечивающих жизнедеятельность граждан;
  • ОПО, на которых в результате производственного процесса получают расплавы металлов (черных и цветных) и сплавы на их основе;
  • ОПО, осуществляющие работы под землей, работы по обогащению полезных ископаемых и другие горные работы.
  • Различные гидротехнические сооружения:
    • здания ГЭС;
    • плотины;
    • каналы;
    • туннели;
    • водоспускные/водовыпускные и водосбросные сооружения;
    • судоподъемники;
    • судоходные шлюзы;
    • дамбы и т.п.
  • АЗС, которые реализуют жидкое моторное топливо.
  • Грузоподъемные механизмы (эскалаторы, лифты и пр.).
  • Особые условия страхования ОПО применяются в отношении государственного имущества, которое финансируется за счет бюджета, а также по отношению к установленным в многоквартирных домах лифтам и эскалаторам.

    Почему введено обязательное страхование опасных производств?

    Обязательное страхование деятельности опасных производств введено после череды масштабных катастроф техногенного характера в конце ХХ века. Последствия аварий на производствах, работающих с опасными веществами, оказались серьезными и длительными.

    В 1984 году произошла авария в Индии (г. Бхопал) на предприятии американской Union Carbide. 3 декабря 1984 г. погибло около трех тысяч человек, в последующие годы – еще около 15 тысяч. Но, по подсчетам ученых, общее количество жертв катастрофы составляет около полумиллиона человеческих жизней. Данная техногенная катастрофа является крупнейшей в мире.

    История аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1886 г., известна всем россиянам.

    Неудивительно, что государство приняло еще в 1997 году закон о страховании деятельности производств, которые представляет потенциальную опасность для граждан и окружающей среды.

    Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», действующий с 1.01.2012 г., обязал всех владельцев ОПО страховать риск причинения ущерба гражданам и организациям в результате производственной аварии.

    Каковы размеры страховых компенсаций?

    Пределы страховых выплат установлены федеральным законом и зависят от рода деятельности потенциально опасного производства.

    На некоторых предприятиях разрабатывается декларация промышленной безопасности на опасном объекте . В соответствии с декларацией определяется возможное количество жертв в результате производственной аварии.

    В зависимости от вероятного максимального количества пострадавших назначается размер страховой суммы. При количестве жертв менее 10 человек страховая сумма составит 10 миллионов рублей, более 3000 человек – 6,5 млрд рублей и т. п.

    В случае отсутствия декларации промышленной безопасности страховая сумма определяется видом ОПО:

    • нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства – 50 млн. рублей;
    • объекты газоснабжения, газопотребления и газовые сети – 25 млн. рублей;
    • прочие ОПО – 10 млн. рублей.

    Как осуществляется страхование ОПО?

    Для оформления страховки владелец опасного производства вправе обратиться в страховую фирму по своему выбору.

    Сумма страхового возмещения определяется в результате экспертизы. Эксперты устанавливают максимальный размер выплаты, в зависимости от которой назначается сумма страхового взноса.

    Взнос может выплачиваться по частям – этот вопрос согласовывается владельцем ОПО со страховой компанией.

    1. Произвести экспертизу для оценки степени потенциальной опасности объекта;
    2. Предоставить следующий пакет документов:
    • документы, устанавливающие право собственности (владения): договор купли-продажи, инвентарная карта, товарные накладные с платежными поручениями и т.п.;
    • документы, характеризующие объект (приложение к карте учета);
    • карта учета опасного производственного объекта;
    • свидетельство о регистрации опасного объекта;
    • форма УБ;
    • форма МВКП;
    • заявление;
  • Заключить договор и получить полис.
  • Что является объектом страхования ОПО?

    Объектом страхования опасного производства выступает материальная ответственность владельца, возникающая в результате аварии. Страховке подлежит только риск страхователя в пользу третьих лиц.

    Гражданское законодательство регламентирует, что владелец опасного производства несет полную материальную ответственность перед лицами, понесшими ущерб в результате производственной деятельности опасного объекта.

    Наличие страхового полиса гарантирует владельцу ОПО возможность выплатить ущерб пострадавшим, а пострадавшим – возможность получить компенсацию.

    Страховая компания проверяет соблюдение на предприятии, заключившем договор страхования, норм техники безопасности .

    Лицензию на заключение договора страхования ОПО получают только крупные фирмы, могущие обеспечить возмещение ущерба в крупных размерах. На рынке страхования таких крупных фирм менее ста.

    Какой ущерб компенсируется страховой компанией?

    При наступлении предусмотренного страховым полисом случая (аварии, причинившей вред здоровью людей, имущественный или экологический ущерб) страховая компания из своих средств осуществляет следующие выплаты потерпевшим :

    • затраты на ликвидацию последствий техногенной катастрофы;
    • затраты по уменьшению убытков от аварии, если такие действия были произведены в результате указаний страховой компании;
    • затраты по расследованию причин аварии и выявлению виновных лиц;
    • затраты по спасению жизни и имущества пострадавших от аварии;
    • затраты на ведение дел о возмещении ущерба, причиненного производственной аварией, в суде и арбитраже.

    Как показывает практика, даже на тех предприятиях, где добросовестно выполняются все требования техники безопасности, могут возникнуть аварии. Список опасных производств составлен неслучайно – это результат печального многолетнего опыта.

    Обязательное страхование опасных производств позволяет не только снизить расходы владельца ОПО, но и получить полноценную компенсацию жертвам катастрофы.

    Какой ущерб не возмещается страховой компанией?

    Правила страхования опасных производств предусматривают ряд ситуаций, когда выплаты не осуществляются, поскольку не предусмотрены законодательством о страховании ОПО.

    К страховым случаям не относятся:

    • выбытие опасного объекта из обладания страхователя по вине третьих лиц;
    • природные стихийные бедствия;
    • народные волнения, гражданская война, забастовка;
    • террористический акт;
    • война;
    • ядерный взрыв и радиоактивное заражение;
    • умышленные действия выгодоприобретателя (потерпевшего) или владельца ОПО.

    В последнем случае страховая компания выплачивает компенсацию, если ущерб нанесен жизни и здоровью третьего лица по вине страхователя.

    Подведем итоги

    С 1 января 2012 года владельцы опасных производств обязаны заключать страховой договор на случай аварии, повлекшей гибель людей, причинившей вред здоровью граждан, имущественный или экологический ущерб.

    К ОПО относятся производства, работающие с опасными веществами, при высоких давлениях, с водой высоких температур, АЗС, гидротехнические сооружения, подземные производства, объекты, эксплуатирующие лифты, канатные дороги, эскалаторы и т. п.

    В случае техногенной катастрофы компенсации потерпевшим выплачиваются страховой компанией.

    Тариф страхования ОПО и максимальный размер компенсации зависит от характера производства и размера потенциального ущерба, который определяется экспертизой.

    Для заключения страхового договора владелец ОПО обращается страховую компанию по своему выбору, заполняет заявление и предоставляет пакет документов. После проведения экспертизы для оценки суммы потенциального ущерба заключается договор страхования ОПО.

    Видеосюжет о страховании опасных объектов

    Читайте еще:

    One Comment

      Сразу вспоминается Фукусима. Тут становится ясно, почему страхование таких объектов обязательно. Уверен, что страховые компании не слишком жалуют таких клиентов, потому что, в случае какой-нибудь экологической катастрофы, выплаты будут колоссальными. С другой стороны, опасный объект – это не обязательно какой-нибудь «ядерный реактор». Тоннель тоже может быть таким.

    09 марта 2016 года подписан Президентом РФ и официально опубликован на интернет-портале правовой информации (номер опубликования - 0001201603090046) Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Статьей 2 нового закона установлено, что он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования - то есть 06 сентября 2016 года.
    Отдельные положения документа, связанные с работой единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключением к ней НССО (п.п. «в» пункта 5, п.п. «б» и «г» пункта 14, п.п. «б» пункта 16 статьи 1 ФЗ № 56 от 09.03.2016), вступят в силу через 550 дней после официального опубликования закона - то есть 11 сентября 2017 года.

    ФЗ от 09.03.2016 № 56 также устанавливает, что до подключения информационной системы НССО к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (но не позднее 11.09.2017г.) обмен сведениями профессионального объединения страховщиков с надзорными органами (Ростехнадзором, МЧС, органами местного самоуправления) осуществляется на основании соглашений, заключенных между этими структурами.

    В части 4 статьи 2 ФЗ № 56 особо оговорено, что положения указанного нормативного акта применяются только к правоотношениям, которые возникли из договоров обязательного страхования опасных объектов, заключенных «после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

    Какие изменения внесены в закон о страховании опасных объектов

    Основные понятия (статья 2)

    В новой редакции ФЗ №225 уточнены основные понятия, а именно:

    1. «Потерпевший» - теперь это «физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего . К таким лицам относятся лица , имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы . В данном случае расширен круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае смерти потерпевшего - теперь это не только иждивенцы, но и ближайшие родственники (в т.ч. опекуны).

    2. «Авария на опасном объекте» - теперь таким происшествием признается также «утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс)».

    3. «Эксплуатация опасного объекта» - теперь к ней относится также техническое перевооружение и капитальный ремонт опасного объекта.

    4. «Страхователь» - теперь это «владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (речь идет об ответственных за заключение договора ОСОПО для опасных объектов в многоквартирном доме - об этом изменении мы скажем позднее ), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования).

    5. «Акт о причинах и об обстоятельствах аварии» - теперь это «документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте , содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

    Осуществление обязательного страхования (статья 4)

    В новой версии ФЗ № 225 определен перечень лиц, ответственных за страхование опасных объектов в многоквартирном доме (изменения в часть 1 статьи 4).
    Так, если речь идет о лифтах, подъемных платформах для инвалидов, то их должны страховать (заключать договор ОСОПО, выступать страхователями) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Особо оговорено, что «в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» страховать лифты должна организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме .

    Если речь идет об ОПО в составе многоквартирного дома (например, о газовых котельных), то их должна страховать организация, эксплуатирующая опасный объект . То есть юридическое лицо, на которое этот ОПО зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов.
    Причем указанные лица несут полную ответственность за нарушение норм и требований ФЗ №225 в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9.19 КоАП РФ).

    Опасные объекты (статья 5)

    К числу опасных объектов, которые подлежат обязательному страхованию, добавлены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) - так называемые траволаторы. Изменения внесены в пункт 4 части 1 статьи 5 ФЗ № 225.

    Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему (статья 6)

    В новой редакции закона по ОСОПО изменился размер страховых сумм в отношении опасных объектов, на которые не требуется обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (изменения в пункт 2 части 1 статьи 6).
    Так, для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек - страховая сумма составляет 100 миллионов рублей.

    Для ОПО химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и объектов спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших не превышает 50 человек, - страховая сумму устанавливается в размере 50 миллионов рублей.
    Для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых, а также для иных опасных объектов страховые суммы остались прежними - 25 млн и 10 млн рублей соответственно.

    Статья 6 ФЗ № 225 дополнена частью 1.1, в которой установлен размер страховой суммы для угольных шахт, на которые нужна разработка декларации промышленной безопасности. Она не может быть меньше 50 миллионов рублей.

    Увеличен максимальный размер страховых выплат (изменения в часть 2 статьи 6):

    • За вред, причиненный имуществу физических лиц (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
    • За вред, причиненный имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
    Страховая премия и страховые тарифы (статья 7)

    В новой редакции ФЗ № 225 скорректирована часть 3 статьи 7 об установлении тарифов на страхование опасных объектов:

    Было Стало
    3. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками .

    Упоминание максимальных и минимальных значений страховых тарифов позволяет предположить, что Банку России дадут право устанавливать своего рода тарифный коридор. Это позволит обеспечить ценовую конкуренцию среди страховщиков при заключении договоров ОСОПО.

    Из структуры страхового тарифа исключен коэффициент, зависящий от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших. В новой редакции изложена часть 8 статьи 7:

    Было Стало
    8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
    1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
    2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
    8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

    Кроме того, теперь для расчета страховой премии сведения о нарушениях страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, которые повлекли наступление страхового случая и зафиксированы в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области безопасности соответствующих опасных объектов (Ростехнадзор, МЧС). Таким образом, владелец опасного объекта не сможет утаить от страховой компании факты аварий и инцидентов, чтобы получить скидку на оформление полиса.

    Размеры и порядок страховых выплат (статья 8)

    Теперь на страховую выплату в случае смерти потерпевшего (2 млн рублей) могут рассчитывать не только иждивенцы, но и близкие родственники указанного лица - супруг (-а), родители, дети умершего, его опекуны (изменения в пункт 1 части 2 статьи 8).

    К тому же страховая выплата по договору на страхование ОПО за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего (ранее в части 4 статьи 8 был упомянут только случай смерти) «осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию».

    Статья 8 дополнена частью 6.1. Согласно этому разделу документа потерпевший, которому причинен вред в связи с нарушением условий жизнедеятельности, может рассчитывать (на основании поданного заявления) на страховую выплату «в сумме 800 рублей за каждые сутки фактического периода нарушения условий жизнедеятельности», пока не доказано, что расходы потерпевшего соответствуют большему размеру компенсации. Также отмечено, что «на основании документов, представленных потерпевшим и подтверждающих фактически произведенные расходы, страховщиком производится доплата». При этом общий размер страховой выплаты не может превышать 200 тыс. рублей.

    В новой редакции части 7 статьи 8 установлено, что документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности, «выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по ГО и ЧС, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего ».

    Договор обязательного страхования (статья 10)

    В части 1 статьи 10 окончательно закреплено, что полис ОСОПО передается владельцу объекта только после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

    Было Стало
    1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. 1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса .

    Основные права и обязанности страхователя (статья 11)

    Внесены изменения в обязанности страхователя (владельца ОПО, эксплуатирующей организации).

    Теперь владелец опасного объекта обязан (часть 2 статьи 11 дополнена п. 4.1):

    «4.1) информировать работников о заключенном договоре обязательного страхования, о порядке и об условиях осуществления обязательного страхования (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о страховых выплатах, способах получения страховых выплат, предусмотренных договором обязательного страхования и правилами обязательного страхования), путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для работников, а также иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии».

    Статья 11 дополнена частью 3.1, в которой особо оговорено, что:

    «3.1. Страхователь (владелец ОПО), возместивший по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика страховую выплату в части возмещенного им вреда, а потерпевший, которому вред возмещен, это право утрачивает».

    Основные права и обязанности страховщика (статья 12)

    Изменились также обязанности страховых компаний. Теперь они должны передавать сведения о заключении, об изменении, о прекращении или признании недействительным договора ОСОПО в профессиональное объединение страховщиков (НССО). Ранее эти данные передавались в федеральные надзорные органы (Ростехнадзор, МЧС).

    Уточнено, что при задержке страховой выплаты страховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера выплаты. При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате за каждый день просрочки ему уплачиваются денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от предельного размера страховой выплаты (пункт 11 части 2 статьи 12 изложен в новой редакции).

    Кроме того, часть 2 статьи 12 дополнена пунктом 13. Теперь страховщик обязан размещать на своем официальном сайте «информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, порядке, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для принятия решения об осуществлении таких выплат», а также представлять указанные сведения в НССО для размещения на официальном сайте профессионального объединения страховщиков.

    Осуществление компенсационных выплат (статья 15)

    Наряду со страховыми, увеличен максимальные размер компенсационных выплат, которые осуществляет НССО:

    • За вред имуществу физических лиц - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
    • За вред имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
    Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков (статьи 16-19)

    В новой редакции ФЗ № 225 расширены полномочия профессионального объединения страховщиков (НССО).

    Так, НССО теперь принимает участие в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении не только обязательного страхования, но и «перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах» (дополнение к части 1 статьи 17).

    Также НССО осуществляет «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших» в целях организации обмена информацией с контрольно-надзорными органами и регуляторами страхового рынка (пункт 2 части 1 статьи 18 изложен в новой редакции).

    Часть 1 статьи 18 дополнена п. 5.1, согласно которому НССО: «компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов при передаче страхового портфеля по ОСОПО страховщику, принимающему страховой портфель, от страховщика, которым не может быть осуществлена страховая выплата».

    При этом к НССО переходит право требовать недостающую часть активов со страховщика, передающего страховой портфель (статья 16 дополнена часть 3 на этот счет).
    Согласно новой редакции ФЗ №225 НССО (часть 1 статьи 19 дополнена п. 6.1 и 6.2):

    • передает в надзорные органы информацию о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСОПО;
    • размещает на своем официальном сайте сведения для потерпевших о наступлении страхового случая, о страховщике, застраховавшем гражданскую ответственность владельца опасного объекта, ответственного за причиненный вред, о порядке получения потерпевшими страховых выплат.
    Согласно поправкам в статью 19 (часть 1 дополнена п. 2.1) НССО будет устанавливать порядок «осуществления членами профобъединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат». Также особо отмечено (статья 19 дополнена частью 5), что:

    «5. При недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят дополнительные отчисления в резерв для финансирования компенсационных выплат в размере, установленном профессиональным объединением страховщиков и позволяющем обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат».

    Заключительные положения (статьи 26-27)

    В новой редакции ФЗ № 225 указано, кем осуществляется контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию опасных объектов (статья 27 изложена в новой редакции). А именно:

    1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области безопасности ОПО, гидротехнических сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) - в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.

    2) в отношении автозаправочных станций жидкого моторного топлива - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области обеспечения пожарной безопасности - в данном случае речь идет о территориальных управлениях МЧС России.

    Также установлено, что взаимодействие информационных систем НССО и федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, в части обмена информацией об обязательном страховании осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (статья 26 дополнена частью 3).
    Вывод

    Анализ внесенных в ФЗ № 225 изменений позволяет сделать вывод о том, что новая редакция закона составлена и принята в целях:

    • Более качественной защиты интересов потерпевших (увеличение страховых сумм и выплат; расширение круга лиц, которые могут рассчитывать на компенсацию; рост числа каналов информирования потерпевших об особенностях ОСОПО).
    • Повышения меры ответственности владельцев опасных объектов (в частности, эксплуатантов опасных объектов в многоквартирных домах) и страховых компаний.
    • Повышения качества взаимодействия между надзорными органами, регуляторами страхового рынка, профессиональным объединением страховщиков и страховыми компаниями.
    Все это вкупе со сниженными тарифами и новыми правилами ОСОПО от Банка России могут сделать данный вид страхования более эффективным, а работу на опасных объектах - более безопасной. Главное, чтобы новые положения закона успешно реализовались на практике, а владельцы опасных объектов добросовестно относились к своей обязанности по страхованию ответственности.

    На предприятиях, на которых есть опасные объекты, часто происходят аварии. Это может привести к серьезным последствиям, вследствие которых могут пострадать сотрудники на самом предприятии, а также и мирное население. Обладатель опасного объекта на предприятии не вправе эксплуатировать его без исполнения страхования своей ответственности по Федеральному закону 225 о страховании.

    ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» был принят 27 июля 2010 года. Данный закон регламентирует возникающие отношения, которые связаны со страхованием ответственности владельцев (юрлица или ИП) за нанесение вреда здоровью и жизни людей в результате аварий на предприятии.

    Федеральный закон состоит из 5 глав и 29 статей:

    • общие положения, описывающие основные термины, выплаты, производимые по страховке, свод правил обязательного страхования ответственности и т. д.;
    • соглашение страхования ответственности, где описываются права и круг обязанностей страхователя и страховщика;
    • осуществление выплат компенсаций;
    • профессиональное объединение страховщиков;
    • заключительные положения.

    Последняя редакция датируется 23-им июнем 2016 года, изменения и дополнения вступили в силу 21-го декабря того же года. Однако отдельные положения ФЗ-225 об обязательном страховании ответственности вступят в силу 11-го сентября 2017 года.

    Скачать 225-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности

    Скачать ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» можно по .

    Необходимость принятия подобного законопроекта появилась, после произошедших серьезных аварий на предприятиях, повлекших смерть людей. Также в результате фатального эксплуатирования опасного объекта может быть нанесен ущерб окружающей среде. В связи с этим, было принято решение по принятию закона о страховании ответственности ОПО, которые являются источником повышенной угрозы для окружающих.

    Изменения ФЗ о страховании 225

    Последняя редакция закона о страховании гражданской ответственности была опубликована 23-го июня 2016 года. Рассмотрим подробнее, каким именно изменениям подверглись разные статьи действующего закона.

    Статья 16

    Изменениям в статье 16 подверглись части 2 и 2.1 и они вступили в силу 21 декабря 2016 года. Вышеуказанная статья описывает процедуру взыскания общей суммы выплат компенсации.

    В порядке регресса выплаченная пострадавшему лицу компенсация может быть взыскана с виновника произошедшей аварии. Профессиональным объединением страховщиков осуществляется подача иска. Также данное объединение имеет право запросить возмещения понесенных убытков за рассмотрение заявления пострадавшего лица о получении компенсации.

    В рамках общей суммы полученной потерпевшим компенсации, к объединению страховщиков передается право запрашивать денежное возмещение по страховке, которое потерпевший мог предъявить страховщику. Это делается не позже даты закрытия реестра объявленных требований кредитора.

    Профобъединение страховщиков имеет возможность требовать у страховщика по ФЗ-127 размер суммы для выплаты компенсаций, после закрытия реестра объявленных требований кредиторов. У профобъединения страховщиков есть возможность требовать недостающую долю активов при передаче страхового портфеля по осуществлению обязательного страхования ответственности.

    Статья 7

    В статью 7 ФЗ «О страховании гражданской ответственности владельцев опасных
    объектов» была добавлена часть 8.1. Статья рассказывает о страховых премиях и тарифах.

    Страховая премия является произведением страховой суммы и тарифа. Соглашение страхования ответственности определяет возможность страхователя выплачивать премию по страховке в рассрочку. Считается, что страхователь выполнил свои обязанности по выплатам при поступлении денег на счет страховщика в банке.

    Банк РФ устанавливает тарифы по страховке, их минимальные и максимальные значения, их порядок и структуру. Страховые тарифы обязаны быть обоснованы с экономической точки зрения. Доля премии по страховке должна быть не менее 80%.

    Период действия данных тарифов — не менее 1 года. Если были произведены корректировки в срок их действия, то страховая премия по договору об обязательном страховании ответственности остается неизменной.

    Страховые тарифы включают в себя коэффициент и базовую ставку. Последнее устанавливается согласно характеристикам ОПО — техническим и конструктивным. Коэффициент вводится согласно отсутствию и наличию страховых случаев, которые произошли в следствии нарушения страхователем правил пользования опасным объектом. Коэффициент должен быть от 0,6 до 1.

    Страховщик по соглашению об обязательном страховании ответственности может использовать дополнительный пониженный показатель (коэф.), который определяется в соответствии со степенью безопасности ОПО.

    Часть 8.1 гласит, что расчет премии по страховке производится при фиксации определенных сведений об аварии на предприятии в ИС федеральной службы исполнительной власти, которая осуществляет контроль безопасности на ОПО.

    Статья 18

    Здесь корректировки были внесены в пункт 2 часть 1. Статья описывает функции и обязанности профобъединения страховщиков:

    • разрабатывает и определяет стандарты и свод правил осуществления обязательного страхования ответственности, а также осуществляет контроль за их исполнением;
    • реализовывает сбор, хранение, применение и передачу данных об обязательном страховании ответственности. К тому же предоставляет информацию о техногенных авариях, ОПО, владельцев ОПО, пострадавших лицах и т. д.;
    • осуществляет защиту интересов страховщиков;
    • выплачивает компенсации по обязательному страхованию ответственности;
    • осуществляет контроль по выплате страховки и компенсаций пострадавшим в срок;
    • осуществляет публикацию стандартов и свода правил, которые касаются прав пострадавших лиц;
    • занимается передачей сведений о подписанных, продленных или потерявших свою легитимную силу соглашениях по обязательному страхованию ответственности;
    • опубликовывает на официальном сайте или в интернете данные для пострадавших лиц о страховщике, о страховом случае и порядке получения на руки компенсации.

    Статья 26

    В ст. 26 было введено дополнение в виде части 3. Действующая статья описывает информационное взаимодействие. Следующие вышестоящие органы должны предоставлять бесплатно информацию профобъединению страховщиков об ОПО и их владельцах:

    • федеральная служба исполнительной власти;
    • орган исполнительной власти субъекта;
    • органы местного самоуправления.

    Информация предоставляется страховщикам и профобъединению страховщиков о наступлении страховых случаев. Также предоставляется информация о соглашениях обязательного страхования ответственности с обладателями ОПО.

    Федеральная служба исполнительной власти и профобъединение страховщиков должны бесплатно предоставлять информацию юрлицам, физлицам, органам местного самоуправления и т. д. о страховщике, который заключил соглашение по страхованию ответственности.

    Взаимодействие ИС профобъединения страхователей и федеральной службы исполнительной власти производится с применением СМЭВ.

    К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование относятся

    Начало формы 1. Опасные производственные объекты, на которых находятся опасные вещества 2. Опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 3. Опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, автозаправочные станции жидкого моторного топлива 4. Все объекты, являющиеся источниками повышенной опасности

    Конец формы

    Какая административная ответственность предусмотрена законодательством РФ за нарушение должностными лицами требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности?

    Начало формы 1. Вынесение письменного предупреждения, о чем делается соответствующая отметка в личном деле привлеченного к ответственности лица, или штраф в размере до одного минимального размера оплаты труда 2. Административный арест на срок до 15 суток или административный штраф в размере до тридцати тысяч рублей 3. Исправительные работы или административный штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей 4. Наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года

    Конец формы

    Кто выполняет работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств?

    Начало формы 1. Организация-изготовитель технического устройства 2. Экспертная организация 3. Эксплуатирующая организация 4. Проектная организация

    Конец формы

    Кто устанавливает требования к порядку организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

    Начало формы 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект 2. Правительство Российской Федерации 3. Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности 4. Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Конец формы

    Кем осуществляется утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности, если ее заказчиком выступает иностранная организация?

    Начало формы 1. Территориальным органом Ростехнадзора, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью этой организации в области промышленной безопасности 2. Центральным аппаратом Ростехнадзора 3. Экспертной организацией, проводившей экспертизу промышленной безопасности

    Конец формы

    Каким документом устанавливается перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности и порядок ее оформления?

    Начало формы 1. Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" 2. Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 3. Документом, утверждаемым Федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности 4. Положением, утвержденным совместным Приказом Ростехнадзора и МЧС России

    Конец формы

    Билет 25

    Нормы ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    распространяются на:

    Начало формы 1. Все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации 2. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации 3. Государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 4. Все коммерческие организации независимо от форм осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    Конец формы

    Что является предметом проверки при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности?

    Начало формы 1. Соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, сооружений, технических устройств, оборудования и осуществляемых технологических процессов 2. Соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных и добровольных требований промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, сооружений, технических устройств и осуществляемых технологических процессов 3. Правильность осуществления производственного контроля на опасных производственных объектах

    Конец формы

    Какими документами могут устанавливаться обязательные требования в сфере технического регулирования?

    Начало формы 1. Техническими регламентами 2. Национальными стандартами и сводами правил 3. Техническими регламентами, национальными стандартами и сводами правил

    Конец формы

    В каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию в области промышленной безопасности?

    Начало формы 1. Только в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" 2. Только в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" 3. В Федеральных законах "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" 4. В Федеральных законах "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

    Конец формы

    Какие сроки установлены Трудовым кодексом Российской Федерации для проведения расследования несчастного случая с работником в результате аварии на опасном производственном объекте?

    Начало формы 1. 10 дней 2. 15 дней 3. 20 дней 4. 30 дней

    Конец формы

    Какие меры предъявляются к лицам, не прошедшим проверку знаний (аттестацию) по промышленной безопасности?

    Начало формы 1. Лицам, не прошедшим проверку знаний, предоставляются три попытки пройти ее повторно 2. Перед лицом, не прошедшим проверку знаний по промышленной безопасности с первого раза, ставится вопрос о соответствии занимаемой должности 3. Лица, не прошедшие проверку знаний, должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией

    Конец формы

    Кто является страхователями гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО?

    Начало формы 1. Юридические лица и физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования 2. Владельцы ОПО (юридические лица или индивидуальные предприниматели), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте 3. Владельцы ОПО, за исключением индивидуальных предпринимателей, заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте

    Конец формы

    В каком случае может быть увеличен срок подготовки и выдачи свидетельства о регистрации опасных производственных объектов?

    Начало формы 1. В случае регистрации в ее составе более 50 опасных производственных объектов 2. При предоставлении организацией пакета документов, не соответствующего установленным требованиям 3. В случае регистрации в ее составе более 100 опасных производственных объектов или в случае необходимости предоставления от организации дополнительных сведений

    Конец формы

    Ростехнадзор вправе приостановить действие разрешения на применение технических устройств, если:

    Начало формы 1. При плановой проверке организации установлено, что лица, обслуживающие технические устройства, не прошли в установленные сроки проверку знаний в области промышленной безопасности 2. Комиссией по расследованию технических причин аварии (инцидента) или произошедшего несчастного случая на опасном производственном объекте документально установлено, что причиной случившегося явились конструктивные недостатки технического устройства, нарушение условий действия разрешения, несогласованное изменение конструкции, влияющее на безопасность производственного персонала 3. Выявлено, что организация, изготовившая данный тип технического устройства, прекратила свое существование, как юридическое лицо

    Конец формы

    Что должна делать экспертная организация в случае подписания отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации?

    Начало формы 1. Немедленно ставить в известность Ростехнадзор или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта 2. Немедленно ставить в известность органы МЧС России 3. Немедленно ставить в известность органы МНС России

    Конец формы